Царские велосипеды

Царские велосипеды

Престиж велосипеда в 19 веке в европейских странах определялся, в основном, наличием собственных велотуров: гонка Париж – Брест – Париж (1891 г.), Бордо — Париж (1891), Париж – Брюссель (1893), Москва – Санкт-Петербург (1895), Париж – Тур (1895), Париж – Рубэ (1896), «Тур де Франс» (1903), «Джиро» — вокруг Италии (1909), шестидневные гонки на треках в Париже (1896), Нью-Йорке (1899), Брюсселе (1912) и пр.

 

Что касается России, то с  1886 года в Риге набирает обороты и через 10 лет выходит на общероссийский рынок «Фабрика велосипедов «Россия» А.Лейтнера и К». В 1893 году в Москве была основана фабрика «Дукс», со второго производственного года приступившая к выпуску велосипедов. В Москве и Петербурге издаются велосипедные журналы.

Продвижению велосипеда благоприятствовала и увлечённость этим транспортным средством в царской семье. Первый велосипед появился у императора Александра II в 1867 году. Привезённый из Парижа «Костотряс» послужил началом разрастающегося интереса к данной технике в семье Романовых.


Великий князь Сергей Михайлович (внук Николая I) принимал участие в велосипедных гонках, был почетным председателем Санкт-Петербургского общества велосипедной езды и способствовал проведению первой гонки Москва — Санкт-Петербург в 1895 году.


Другим отличительным велосипедистом в семье Романовых стал цесаревич Алексей. В связи с болезнью, его необходимо было много носить на руках, как дома, так и на улице. Боцману Андрею Деревенько, приставленному к нему в дядьки, дали велосипед с сиденьем для наследника. С шести лет мальчик уверенно чувствовал себя в седле личной трёхколёсной техники. После полученной в 1912 году травмы для цесаревича был создан велосипед специальной конструкции, позволяющий разрабатывать травмированную ногу. Врачи обосновывали необходимость его изготовления: «Велосипед для Его Высочества это не только забава, но и ортопедический прибор...». Через год врач записал: «На днях мне вновь пришлось увидеть мастера, вызванного для того, чтобы превратить велосипедный аппарат вновь в велосипед, так как Государь Наследник Милостию Божией здоров».


Велосипедом увлекались сыновья Александра II, Александр III, императрица Мария Феодоровна, Николай II с младшим братом Михаилом и сестрами Ксенией и Ольгой. Катались на велосипедах и дети Николая II. Императорская семья из года в год приобретала новые модели велосипедов.
О теме велосипеда в доме Романовых рассказывает глава книги «Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.» — «Велосипедные истории» императорских резиденций.
Императорской двухколёсной технике посвящён один из интереснейших велосипедных музеев мира, расположенный в Петергофе. Именно здесь находится колыбель первых велосипедных дорожек России, моды на велосипедные прогулки, семейного и массового велоспорта.


Далее, в  фотоподборке использованы фотографии из альбомов Николая II, Марии Феодоровны, Анны Александровны Вы́рубовой, коллекции Брайана Ладбрука, брошюры „Императорские велосипеды“ и др. 

Цесаревич Алексей с дядькой Деревенько (около 1910 г.) Велосипед Александра II.

Английский велосипед Паук Александра III В.княжна Татьяна Николаевна и В.княжна Ольга Николаевна (1914-1916)

Будущий Николай II в Дании с принцами Датским Орлеанским и Греческим (1894 г.) Великая княжна Ольга Александровна в Гатчинском дворце (около 1906 года)

Великая Княжна Татьяна Николай II и наследник Алексей

Великий князь Михаил Александрович на моторном французском велосипеде (1910 год) Император Николай II и цесаревич Алексей в Александровском парке Царского Села (1913 г.)

Императрица Мария Федоровна во время велосипедной прогулки Торговый дом Победа, Санкт-Петербург. Продажа велосипеда (1912 г.)

04.01.2014

Возврат к списку