Известный китайский дизайнер-художник и одновременно активист-общественник Ай Вэйвэй (Ai Weiwei) представил свою удивительную инсталляцию под названием «Велосипеды навсегда» (Forever Bicycles 2013).
Пропаганда велосипеда как средства передвижения по городу в XXI веке – дело европейских умов. Однако нигде столько горожан не крутят педали ежедневно, как в китайских мегаполисах. Мощные струи этих живых потоков бьют любые западные рекорды.
Отреагировал на ситуацию в 2011-м китайский художник Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), когда впервые показал инсталляцию Forever Bycicle в музее Тайпея. Инсталляция «Велосипеды навсегда», созданная в 2011 году специально для Тайваньского музея, представляла собой 1000 велосипедных рам и шин, объединённых в лабиринт в главном зале музея.
По замыслу автора, инсталляция создаёт иллюзию движения и «символизирует преобразования социального ландшафта Китая».
Монтаж данной выставки проходил в отсутствие автора, который в тот момент накалил до предела свои отношения с властями. Ай Вэйвэй – самый известный китайский современный художник, «пекинский Энди Уорхол» и хулиган, создавший себе имя и репутацию не только выставками в Тейт модерн, но и открытым противодействием китайским властям.
Действующий в условиях строгой цензуры и бесчеловечного законодательства, Ай продолжает творить и сплачивать людей с помощью своего искусства, использует для этого социальные сети.
Спустя два года художник вернулся с инсталляцией, основанной на том же приеме соединения велосипедных рам и колес. Только на этот раз местом для демонстрации был выбран крупнейший город Канады – Торонто.
Ай Вэйвэй решил обновить своё творение – знаменитый китаец-выдумщик на этот раз использовал 3144 велосипеда, связанных друг с другом в невероятные трёхмерные «узоры».
Причудливая скульптура представляет собой лабиринт, который гости Торонто и его жители могли наблюдать в течение двадцати дней с 7 по 27 октября.
На подготовку этой фантастической скульптуры китаец потратил несколько суток, работая от рассвета до заката, устанавливая и выравнивая велосипедные конструкции в Торонто.
Работа китайского художника, по его собственным словам, «отражает то, с какой скоростью движутся Восток, или Китай, и Запад (в данном случае, Канада) навстречу друг другу». Это заявление поистине многозначно, ведь фактически ни на одном из этих скрученных между собой велосипедов нельзя проехать и метра.
Китайское самосознание – вот с чем работает Вэйвэй. Китайский этнос один из древнейших на планете, и идея общности и кастовости китайского общества актуальна до сих пор, несмотря на размывающие его западные идеи.
Еще один пласт смыслов, как часто это происходит в сегодняшнем искусстве, касается проблемы производства и рынков сбыта: все велосипеды для инсталляции, да и большинство велосипедов в мире, производится именно в Китае.
Невероятные конструкции из велосипедов сияют, переливаются и поражают воображение. Масштабная акция проходит прямо на улице, что позволило художнику абсолютно не сдерживать свою гигантоманию.
Инсталляция заняла около 3 м в длину и 30 м в высоту, Ай Вэйвей разместил ее на площади Nathan Phillips. Велосипеды, показанные на открытом пространстве, а не в студии, эффектно подсвеченные розовыми и голубыми огнями, привлекли внимание посетителей ночной выставки.
Инсталляция выглядит как бесконечно повторяющиеся концентрические элементы. Подобного визуального эффекта художник достиг благодаря тому, что использовал тысячи одинаковых велосипедов из нержавеющей стали, которые доставили через океан в специальных контейнерах.