Принцип работы таких тормозов прост: рычаги тормоза несут две тормозные колодки. За счет передаваемого тросом тормозной рукоятки усилия, колодки одновременно сдавливают обод колеса с двух сторон и останавливают колесо. Такая система торможения доминировала на обычных MTB почти 10 лет (с 90х до середины 00х).
V-brake тормоза являются на сегодняшний день самым распространённым типом тормозов на горных велосипедах начального и среднего уровней. Невысокая цена, простота в установке и обслуживании, и вместе с тем достаточно высокая эффективность обеспечили тормозам этого типа популярность среди многих велосипедистов.
Преимущества V-brake тормозов:
В связи с тем, что усилие прикладывается к ободу, невысока нагрузка на спицы и втулку.
Такие тормоза меньше нагреваются, чем дисковые, так как площадь обода больше, чем площадь диска.
Настройка очень простая, доступная, можно производить в полевых условиях.
Масса V-brake тормоза меньше массы дискового, в некоторых дисциплинах это важно.
Дешевизна. Цена V-brake тормозов существенно ниже цены дисковых.
Недостатки V-brake тормозов:
Грязь, снег, лёд, вода случайно попавшее масло моментально снижают эффективность торможения. Это приводит к опасным ситуациям. Песок и грязь могут очень быстро испортить обод.
Небольшое изменение геометрии колеса будет приводить к задеванию колодок и постоянному притормаживанию и шуму.
Колодки требуют относительно частой смены.
Протирание обода колеса тормозными колодками приводит к его учащённой смене.
Колодки для V-brake тормозов делают из резины с металлическим креплением. На рабочей поверхности колодки могут делаться насечки для отвода влаги, что улучшает торможение при мокром ободе. Есть колодки со сменными резиновыми вставками.